Меню
Верфь водоизмещающего и парусного судостроения. Собственное производство. Доставка по России и за рубеж.
верфь водоизмещающего и парусного судостроения
+7 846 990-15-86
info@jackboat.ru

Современные пластиковые
шлюпки Ял и их родословная!

Раньше главной технологией считалась классическая деревянная. Современные шлюпки ял делают из пластика. В чем причина, какие виды ялов бывают сегодня и что важно...
Ялы всегда же были деревянные?
Почему сейчас пластиковые?
Автор статьи: Дмитрий Олегович Дурдин - не претендует на истину в последней инстанции и выражает своё мнение о сути дела. Мы не скрываем, что статься написана в рекламных целях, однако факты вещь упрямая. Читайте статью до конца и вы узнаете почему!
Начнём с исторической заметки.
Шлюпка Ял-6
уже с нами 300 лет. Начиная с Петровских времен он был и остаётся флотской шлюпкой.
Дел на флоте для Ял СРД-6 было и есть не мало:
- перевозка экипажа и грузов;
- обучение гребно-парусному делу. Проведение тренировок по гребле и хождению под парусом;
- работы при постановке и уборке якорей и швартовых;
- работы по мытью, окраске и мелкому ремонту бортов судна;
- промер глубин и многое другое!
Говорят: "Шлюпка - парта Моряка!" - и это так.
До Революции на шлюпках Ял будущие штурманы и капитаны теплоходов сдавали экзамен по прохождению маршрута с экипажем под парусом и без руля! А после революции когда собрались проводить первый в СССР чемпионат по парусному спорту, оказалось, что другого монотипа в советской России просто нет и шлюпка Ял стала спортивным судном - добавились назначения:
- тренировочный процесс и процесс подготовки к соревнованиям по гребле и парусным гонкам, включая дальние переходы в акваториях установленного района плавания;
- спортивные соревнования;
А с развитом водного отдыха и туризма, Ял стал быть еще и для этого. Правда и Ялы со временем становились иными...

Всё это мы рассказывали для тех, кто ни со шлюпкой Ял во всех ее видах, ни с её историей, не знаком. Это всё чтобы показать перспективу и задать контекст. Теперь непосредственно к теме статьи - пластиковый Ял.

Как шлюпка Ял стала пластиковой?
Концепция №1

Ял-6
до Великой Отечественной Войны производился и был только деревянным: из дуба, из лиственницы, из сосны - ялы делались и в Царской России и в Советском государстве. Есть и знаменитый альбом чертежей к справочнику ВМФ от 1947 года, где черным по жёлтому изображён теоретический чертеж Ял СРД-6.
В 50-е годы XX века стали появляться новые подходы, материалы и Ял преобразился. Стали делать ялы из шпона - получился ЯЛш - шпоновый.
В 70-е годы XX века появился концептуально новый Ял, который при сохраненном проекте обводов корпуса получился новым технологически. На заводе "Имени 26-го съезда КПСС" было создано новое производство и новый отраслевой стандарт изготовления двухкорпусных шлюпок. Первым заказчиком стала Советская армия. Шлюпки Ял по новому ОСТ пошли и на гражданский флот и стали в 70-80 года применяться повсеместно - как спасательные, рабочие и многоцелевые беспалубные шлюпки. Меньше всего оценили новинку на ВМФ и особенно на Северном флоте. Холодный стеклопластик не нравился морякам, а шлюпки лишённые ребристых обводов - традиционных для деревянной технологии "в шпунт" поясьев обшивки - были более валкими.

Преимущества и недостатоки соберем позже в сводной таблице, а пока нужно отметить тот факт что с распадом СССР в 1991 году история пластиковых двухоболочных гладких шлюпок Ял (ЯЛп) чуть не прервалась навсегда. Крым отошёл Украине, а там производить их перестали, а просто пользовались тем что уже сделано и что еще осталось. Однако, это не конец истории ЯЛп. Перенесемся в Россию 90х.

Как клинкерный Ял стал пластиковым на ВМФ? Концепция №2
В 1999 года при, сами понимаете какой, разрухе в России появляется нечто новое. Стеклопластиковый Ял-6 под клинкер. Не было бы счастья, да несчастье помогло! Этого реинкарнации Ял-6 могло бы и не быть, если бы наши не стали продавать хороший судостроительный лес капиталистам. А дело на судостроительных вервях России складывалось скверно. Ялы делали из неподобающего качества леса и поступая на Военно-Морской Флот эти новые шлюпки стали приходить в негодность за пару лет. Все усугублялось тем что в и следить подобающем образом на флоте за ялами стало некому. Не до шлюпок Ял было тогда, правда не всем! Проблему с ялами стали решать используя новый подход. Идея создания однокорпусного яла-шестёрки была реализована в короткий срок. Была снята матрица с деревянного Ял-6 Первой Лазаревской судоверфи и далее пошла обкатка технологии и тиражирование шлюпки получившей название: "Ял пл-6".

В 2001 году приказом главкома ВМФ "Ял пл-6" был указан как основная шлюпка поставляемая для нужд российского Военно-Морского Флота. Деревянные шлюпки Ял СРД-6 стали становиться на прикол и они начали превращаться в дрова.
На текущий момент выпущено и поставлено на флот, по линии ДОСААФ и в прочие учреждения свыше 450 шлюпок Ял пл-6.

Путь верфи ДжекБот в производстве шлюпок Ял.
Мы в ДжекБот начали строить Ялы в 2012 года. То есть уже 10 лет прошло с момента постройки первого на момент написание этой статьи. И начали мы строить по технологии которая до этого к Ялам вообще не применялась. Реечная технология - та самая по которой строили яхты еще в СССР (например, таллинские четвертьтонники), только с улучшениями и с более новыми материалами. Производство было настроено и отлажено, пошла почти серийная работа, как вдруг оказалось что наши новации и новые деревянные шлюпки не всем нужны, что реечная технология хороша, но люди уже отвыкли от дерева. Деревянные реечные шлюпки Ял-6 требовали ухода ровно в той степени, в которой это нужно для поддержания традиций воспитательного процесса в Детских Морских Центрах и Клубах Юных Моряков. Ведь уход за деревянной шлюпкой несет мощнейший воспитательный и сплачивающий момент. Так мы думали и были в целом правы, но далеко не пошли. В 2014 года появилась новая амбициозная задача о шлюпках Ял которую предстояло решить.

К нам обратились из воссоединенного с Россией Крыма. Требовалось не много не мало сделать то, что уже 25 лет не делалось на заводе. Требовалось создать такой же как в СССР двухкорпусной гладкий Ялп-6. Ранее уже про него рассказывали и вот нам выпал шанс поучаствовать в его воскрешении. Технологии нет. Матриц нет. Документации нет. Есть только старый 25 летний корпус - с него и начали.

Гладкий двухоболочный Ялп-6. Путь в Самару.
ДжекБот взялся за воссоздание с партнёром из Крыма. Предполагалось создать корпуса (внутренний и наружный) прямо в Крыму, их наряжать произведенными нами деревянными и железными деталями, снабжать вёслами, рангоутом и парусами и отправлять заказчику в АРТЕК (читайте историю поставки в Артек). Затем и пластиковое производство было создано в Самаре, где мы выпускаем Ялп-6 и сегодня. Сегодня при его создании применяются современные материалы, которых не было тогда в СССР. Как когда-то в советские года Ялп-6 широко разошёлся по стране. Глубина инженерной мысли, эстетика Ялп-6 оценена нашими заказчиками, ведь Ялп и по сей деть является инновационным.
Так в 2020 году поставленные клиентам на оз. Плещеево у Переяславля-залесского Ялы этой модификации были высоко оценены в ходе сравнительных тестов, которые устроили участники похода "Андреевский Флаг". Все это они засняли на видео и подробно с комментариями изложили в следующем видео.

Клинкерный пластиковый 1-оболочный Ял-6 от ДжекБот.
Для соревнований сейчас применяется именно он. Мы создали свою версию Ял пл-6, которая отличается исправленными недостатками и оптимальной формой, за основу которой мы взяли зарекомендовавший себя "лазаревский" вариант обводов корпуса яла. У него более правильная на наш взгляд (без упрощений) форма носовой "ложки", которая меньше режет волны и больше на нее всходит. Правда на этом мы не остановились!..

Совмещая Концепцию №1 и Концепцию №2
мы получили клинкерный пластиковый 2-оболочный Ял-6. Такого еще не было и вот почему. Две независимые друг от друга концепции пластиковых ялов слились в одну, как только мы стали делать каждую по отдельности. Для чего мы вообще это сделали?

Суммируя преимущества, избавляя от недостатков.
По нашему убеждению у двухоболочного Ялп-6 только один недостаток: его наружная форма обшивки вгладь, то есть остойчивость его снижена, в сравнении с клинкером. У клинкера серьезным недостатком является запас плавучести - он ровно такой же как у деревянного предка Ял СРД-6, и этого недостаточно, что можно видеть на видео про оверкиль выше. Как видите сделав двухоболочный клинкерный пластиковый Ял-6 и сохранив вес Ял пл-6 мы добились чего-то впечатляюще нового, что и привезли на выставку MBS-2021. Правда это уже другая история.

Мы производим шлюпки Ял уже 10 лет. В последнее время - из стеклопластика. У нас их несколько видов уже. Так в чём же разница?

Ожидайте более техническую историю со сравнением. А пока смотрите больше о Ял пл-6 в обоих вариантах.